Церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского в городе Сим – самая старая в Ашинском муниципальном районе и даже в Челябинской области.
Выстроена церковь была 1762 году. на средства основателей Симского завода Ивана Борисовича Твердышёва и Ивана Семеновича Мясникова.
Каменную церковь упоминают в своих путевых записях ученые-натуралисты Паллас и Лепёхин, посетившие Симский завод в 1770-м году.
Почему вновь выстроенный в Симе каменный храм был назван Дмитриевским? Может быть потому, что освящение его состоялось в день памяти великомученика Димитрия Солунского, 8 ноября (по новому стилю). Но есть и другая версия: дом—особняк Мясникова в Москве находился как раз напротив церкви Димитрия Солунского, на угол Тверской улицы и Страстной площади. Прихожанами этой церкви были Иван Семенович и всё его семейство. В память об этом горнозаводчик пожелал дать такое же название и храму, построенному на далёком от Москвы Южном Урале. Возможно, правильными являются оба предположения.
В мае 1774 года, во время захвата Симского завода мятежной командой пугачёвцев под руководством Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина, Дмитриевский храм подвергся осквернению и сожжению. Сгорела и предшествующая ему деревянная церковь, как, впрочем, и большая часть заводских построек и крестьянских дворов. Во время осады был убит в числе десятков других симчан и первый священник храма отец Симеон Львов, организовавший сопротивление бунтовщикам.Collapse
После восстания церковь восстановили, но коренной реконструкции она подверглась значительно позже – в 1820-м году, согласно прошению в Оренбургскую духовную консисторию владелицы заводов Симского горного округа полковницы Ирины Ивановны Бекетовой и на её средства. Автором утверждённого архитектором Оренбургской губернии проекта перестройки церкви выступил Ефим Герасимович Малютин, один из талантливых учеников великого московского зодчего Матвея Фёдоровича Казакова.
В 1821-м году церковь была освящена. Впоследствии главное культурное и духовное архитектурное сооружение города освящалось 19 октября 1872-го года, после замены ветхого святого престола и устройства нового иконостаса, и 23 июля 1901-го года в связи с переменой святого Антиминса, пришедшего в ветхость.
В таком виде она и дошла до рокового 1929-го года, до своего закрытия большевиками. А дальше… Дальше церковная летопись, действительно, превращается в один сплошной некролог. В начале 1930-х годов воинствующими атеистами посёлка были полностью разрушены колокольня и купол церкви. Из оставшегося «обрубка» власти сделали пожарное депо. В годы Великой Отечественной войны здесь разместили заводскую столовую, а в последующие десятилетия усечённое помещение церкви было превращено в склад отдела снабжения.
Осенью 1990-го года власти вернули здание храма прихожанам. И к Пасхе 1991-го года в нем уже служили первую службу, правда, без священника. Прихожане, как могли, пели хором и читали молитвы с бабушками.
В 2010 году, благодаря помощи предприятия «Агрегат» над крышей Дмитриевской церкви взметнулся ввысь ансамбль из шести небольших куполов: центральной луковицы и пяти маковок, увенчанных позолоченными крестами. Однако, полное восстановление храма – строительство звонницы и большого купола – дело будущего.
Настоятелем прихода в настоящее время является протоиерей Алексий Субботин. Техническое состояние древнейшего в Челябинской области храма поддерживается в благоприятном состоянии, ведутся работы по привлечению финансирования для реставрации памятника культурного наследия. Богослужения на приходе совершаются регулярно. Особое место в жизни общины занимает активная деятельность местной воскресной школы. Воспитанники не только изучают Закон Божий, жития святых и прочие духовно-нравственные дисциплины, но и активно участвуют в культурной жизни города и района, выступая с хореографическими номерами на различных концертах и спектаклях, организованных Управлением культуры муниципалитета.
По материалам https://staliskra.ru/